Группа для детей раннего возраста "Гномики" МБДОУ ДСКВ №27 г. Ейска МО Ейский район

Особенности раннего возраста

 Особенности раннего возраста

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются фундаментальные способности его дальнейшего развития. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (заболеваемость, сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность, гиперактивность детей и пр.), лежат именно в раннем детстве (Е. А. Смирнова, В. Г. Алямовская и др.).

В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после трёх лет. В результате внимание родителей и педагогов сосредоточено на физическом здоровье малыша, ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и пр.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоценивают возможности ребёнка и начинают учить и воспитывать 2-летнего малыша так же, как ребёнка 5–7 лет (учат читать, писать, смотреть телевизор, пользоваться компьютером). В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям.

Первая трудность, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели в яслях, – это проблема адаптации к детскому учреждению. Это одна из самых острых проблем в педагогике раннего возраста. Более половины детей 1–3 лет оказываются неготовыми к детскому саду. Если подготовка ребёнка к школе многократно и тщательно проработана и является одной из главных задач воспитания, то переход ребёнка из семьи в детское учреждение, являющийся ничуть не менее резким и травмирующим событием, остаётся без внимания педагогов и психологов. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными медицинскими и психологическими трудностями – дети начинают непрерывно болеть, целыми днями плачут, у них появляются невротические реакции, обостряются психосоматические явления и пр. Очевидно, что этой проблеме необходимо уделить специальное внимание.

Под адаптацией мы понимаем процесс взаимодействия личности с социальной средой; приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму, который сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

24 марта 2015 в 10:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.